Антидетонаторы
Для повышения октанового числа бензинов широко применяются антидетонаторы, состоящие из различных химических соединений. Антидетонаторы прибавляют к топливу в небольшом количестве и не изменяют регулировку карбюратора.
Самый эффективный антидетонатор — тетраэтилсвинец. По своим антидетонационным свойствам он в 600 раз сильнее высокооктанового топлива — бензола.
Тетраэтилсвинец — бесцветная, маслянистая жидкость с удельным весом 1,64 и температурой кипения 200°.
Под действием солнечного света тетраэтилсвинец разлагается: он легко растворяется в топливе и не растворяется в воде.
Тетраэтилсвинец имеет высокую температуру плавления, достигающую 880°, поэтому может отлагаться в головке цилиндра, на клапанах и на электродах свечи в виде твердого серого налета. Отложения свинца на электродах свечи могут вызвать короткое замыкание тока высокого напряжения.
Чтобы уменьшить отложения свинца в двигателе, тетраэтилсвинец применяется в смеси с бромистым этилом и монохлорнафталином, которые переводят окиси свинца, образующиеся во время сгорания, в соединение бромистого и хлористого свинца, легко уходящее с отработавшими газами, что уменьшает отложения свинца на клапанах и электродах свечи.
Эта смесь называется этиловой жидкостью (Р-9); пары ее весьма ядовиты, поэтому для предупреждения обслуживающего персонала она окрашивается в красный цвет.
В качестве выносителя свинца применяется еще жидкость 1-ТС. В этой жидкости вместо бромистого этила добавляется дибромэтан.
Основным недостатком всех этилированных жидкостей считается малая их стабильность. При низких температурах дибромэтан кристаллизуется и выпадает из раствора, а бромистый этил имеет низкую температуру кипения.
Поэтому при длительном хранении этилированного топлива в разных атмосферных условиях компоненты выносителя свинца уменьшаются. По этой причине надо стремиться использовать на спортивных двигателях топливо с высоким октановым числом, но с минимальным добавлением присадков.
Количество этиловой жидкости, необходимое для получения требуемого октанового числа, зависит от чувствительности топлива к тетраэтилсвинцу. Более чувствителен бензин прямой перегонки, менее чувствительны крекинг-бензин, бензол и толуол.
Основные недостатки бензола: большое содержание смол, гигроскопичность, т. е. способность поглощать воду, высокая температура замерзания. При 6 °С в бензоле начинается кристаллообразование, могущее вызвать засорение бензинопровода и жиклеров карбюратора, вследствие чего применять бензол в зимнее время не следует.
Хорошим заменителем бензола является толуол, имеющий октановое число несколько выше, чем бензол, и температуру замерзания — 95 °С. Учитывая большую разницу в температурах замерзания бензола и толуола, составляют бензоло-толуоловую смесь, не замерзающую при низких температурах.
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов
- Химический состав топлива
- Удельный вес и скрытая теплота испарения
- Теплотворность и испаряемость
- Антидетонационные свойства
- Спиртовое топливо
- Топливные смеси для высокофорсированных двигателей
- Особенности эксплуатации двигателя на спиртовом топливе
- Методика подбора топлива
- Смазка спортивных мотоциклов
- Кинематическая вязкость
- Масла для двигателей
- Выбор сорта масла
- Смазка двухтактного двигателя
- Простейшие способы проверки качества масла
- Консистентные смазки