Мощность трения
Наибольшие успехи в конструировании, изготовлении и доводке до максимальных мощностей (без нагнетателей) достигнуты в двигателях шоссейно-кольцевых гоночных мотоциклов.
Средняя скорость поршня при оборотах максимальной мощности для этих двигателей бывает в пределах 19 — 20 м/сек и только при особо тщательном уникальном изготовлении достигает 22 м/сек.
Скоростная характеристика

Скоростная характеристика четырехтактного гоночного двигателя С-360.
Средняя скорость поршня Vcp определяется по формуле:
![]()
где: S — ход поршня, мм; n — число оборотов коленчатого вала, в мин.
Мощность трения является одним из основных факторов, определяющих эффективную мощность гоночного двигателя.
Определив мощность трения одного из лучших по эффективной мощности гоночных двигателей данной модели, можно в дальнейшем при стендовых испытаниях других двигателей этой модели судить о качестве изготовления основных деталей, правильности сборки и степени их износа.
Сигналом к замене изношенных узлов и деталей, к разборке и ремонту двигателя послужит снижение эффективной мощности, выявленное во время снятия контрольных скоростных характеристик после соревнований или в процессе длительных доводочных стендовых испытаний.
| Марка мотоцикла и страна | Класс мотоцикла (см3) | Тактность двигателя | Максим, эффективная мощность (л. с.) | Обороты при максим. мощности (об/мин) | Ход поршня (мм) | Средняя скорость поршня (м/сек) |
| Хонда 2RC-114 (Япония) | 50 | 2 | 14 | 20 000 | 29,2 | 19,5 |
| Судзуки (Япония) | 125 | 2 | 30 | 14 000 | 42,6 | 19,85 |
| С2-125 (СССР) | 125 | 2 | 24 | 9 900 | 60 | 19,8 |
| С159 (СССР) | 125 | 4 | 21,6 | 12 800 | 52 | 22,2 |
| С259 (СССР) | 250 | 4 | 39,8 | 11 500 | 52 | 19,9 |
| Хонда RC-165 (Япония) | 250 | 4 | 55 | 17 000 | 34,5 | 19,6 |
| С360 (СССР) | 350 | 4 | 51,5 | 10 300 | 57,6 | 19,8 |
| MB (Италия) | 500 | 4 | 70 | 10 500 | 56,4 | 19,7 |
«Пособие механикам мотоциклов»,
А.Н.Силкин, Б.С.Карманов


