Рабочий цикл двухтактного дизеля
Рабочий цикл двухтактного дизеля состоит из двух тактов. При первом такте, в начале движения поршня вверх, нагнетатель 1 через окна 5 подает в цилиндр 2 воздух. Поршень закрывает окна и сжимает воздух, и к концу такта температура его резко увеличивается.
В этот момент форсунка 4 подает в цилиндр мелко распыленное топливо. Оно смешивается с раскаленным воздухом и сгорает. Температура и давление в цилиндре резко возрастают.
Под давлением газов поршень движется вниз, совершая полезную работу. Начинается второй такт, который заканчивается выпуском отработавших газов при открытии выпускного клапана 3 и продувкой — очисткой цилиндра от остатков газов воздухом.
Схема рабочего цикла двухтактного дизеля
Схема рабочего цикла двухтактного дизеля: а — продувка цилиндра; б — сжатие воздуха; в — сгорание рабочей смеси; г — выпуск отработавших газов; 1 — нагнетатель; 2 — цилиндр; 3 — клапан; 4 — форсунка; 5 — окна; 6 — поршень.
Современные автомобильные двигатели многоцилиндровые, они состоят из четырех, шести, восьми цилиндров. Это обеспечивает плавность работы, малый вес и повышение экономичности.
У таких двигателей одноименные такты в цилиндрах чередуются. Так, рабочий ход в четырехцилиндровом двигателе ГАЗ-21 происходит сначала в первом, потом во втором, затем в четвертом и, наконец, в третьем цилиндре. Такое чередование называют порядком работы двигателя.
Для двигателя ГАЗ-21 порядок работы 1 — 2 — 4 — 3, для «Москвича» — 1 — 3 — 4 — 2, для шестицилиндровых двигателей — 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4.
«Практикум по автомобилю»,
В.П.Беспалько, М.И.Ерецкий, З.В.Розен