Рабочий процесс дизеля
Дизелем называют двигатель, у которого рабочая смесь (мелко распыленное дизельное топливо с воздухом) приготовляется в цилиндре и самовоспламеняется благодаря высокой температуре сжатого в цилиндре воздуха.
Автомобильные дизели бывают: четырех- и двухтактные.
Рабочий цикл четырехтактного дизеля, как и карбюраторного двигателя, состоит из четырех тактов: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Во время впуска цилиндр заполняется воздухом.
Схема рабочего цикла четырехтактного дизеля
Процесс сжатия в дизеле отличается высокой степенью сжатия (е = 14 / 17) и, как следствие этого, давлением в конце такта 45 / 50 кгс/см2 (4,5 / 5,0 Мн/м2) и температурой 700 °С.
Смесь образуется внутри цилиндра путем впрыскивания в него под высоким давлением мелко распыленного форсункой топлива. Расширяются газы интенсивнее, чем в карбюраторном двигателе.
Дизели обычно гораздо тяжелее карбюраторных двигателей такой же мощности, поэтому их устанавливают главным образом на автомобили большой грузоподъемности, где вес двигателя составляет незначительную долю веса всего автомобиля с грузом.
Дизели значительно экономичнее карбюраторных двигателей, т. е. расходуют меньше топлива на одинаковую работу. Дизельное топливо дешевле бензина.
«Практикум по автомобилю»,
В.П.Беспалько, М.И.Ерецкий, З.В.Розен