Советы специалиста: Как делать диагностику автомобилей
Все производители автомобилей заботятся об улучшении их качества. Ярким примером этого могут служить автомобили, выпускаемые Авто-ВАЗом, который начал производство продукции со сниженной нормой токсичности Евро-3. На новых автомашинах устанавливается блок управления Январь 7.2 и Бош М7.9.7, регулирующие впрыск. Следует отметить, что на ранее выпускаемых моделях управления впрыском устанавливались 51 контактные разъемы для подсоединения жгута проводов, то в последней серии используются уже 81 контактные разъемы. Так же добавлены новые датчики и протоколы работы. Все эти новшества требуют в свою очередь обновления оборудования для диагностики автомобилей, а так усовершенствования методики ее проведения.
ЭБУ
В современных автомобилях устанавливаются блоки управления современного поколения, которые позволяют определить уровень токсичности, усилить контроль за работой стартера и неровности дороги, а так же предложить новые виды сервисного обслуживания. Новое оборудование позволяет определить атмосферное давление, осуществить контроль усилителя руля, имеется возможность воспользоваться переключателем таблицы маркировок и подключить два кислородных датчика. Тут так же имеется драйверная диагностика форсунок, изменен внешний вид и внутреннее строение блоков, и разъем для подключения ЭБУ к проводке. Для нового блока Январь 7.2 НПП «НТС» выпускается специальный программатор ЭБУ ПБ-4М. Для диагностики этих узлов разработана новая колодка OBD-2.
Контроль за работой стартера
Новое поколение ЭБУ контролирует работу стартера и автоматически отключает его после того, как завелся двигатель. Этот метод защиты контролирует дополнительное реле, управление которым производится методом подключения его к 81 контактной колодке. После запуска двигателя ЭБУ разрывает электрическую цепь управления стартером, что предупреждает выведение из строя дорогостоящего узла при непредвиденном заклинивании замка зажигания.
Контроль неровности дорог
На автомашинах, производимых по стандарту Евро-2 и Евро-3, производится диагностика пропуска зажигания, которая позволяет отключать слабо функционирующие цилиндры методом блокирования подачи топлива. Эти свойства позволяют экономить ресурсы катализатора и датчика подачи кислорода, так как неиспользованная в цилиндрах смесь перекачивается в катализатор, где происходит ее сгорание. Такие моменты приводят к спеканию катализатора и отравлению датчика кислорода. Диагностика пропуска зажигания производится методом измерения постоянства вращения коленчатого вала, которое возникает при проблемах сгорания топлива в цилиндрах.
Получая информацию об угловом положении коленчатого вала, ЭБУ вычисляет проблемные цилиндры, в которые перекрывает подачу топлива и подает об этом световой сигнал на приборную панель. В стандарте Евро-3 эту систему дополняют датчики неровности дороги. Если неровности достигают определенного уровня, то происходит отключение системы пропусков зажигания. Такие устройства устанавливаются на автомобилях марки «Нива», «Калина» и «Шевроле-Нива».
Переключение калибровок
На системных блоках Январь 7,2 и Бош М 7.9.7 установлена память двух таблиц калибровок, таких как «летняя» и «зимняя». Их переключение производится при помощи 57 вывода. Если произвести его замыкание на «массу», то включается одна таблица, если переключение не производить, то работает другая таблица, при этом ее внутренний резистор оптимизирует напряжение на выводе до логического значения.
Кислородные датчики
Отечественный автомобиль «Калина» имеет усовершенствованный катализатор, который получил название «катколлектор». Он устанавливается на блоке двигателя, сокращая время достижения рабочей температуры, а так же снижает риск возгорания сухой травы под днищем машины. Так же монтируются 2 датчика кислорода: один до катализатора, другой – после него.
Эти датчики имеют отличия, так как один из них производится по старому образцу. Новый датчик меньше по размеру и прогревается значительно быстрее старого. Его монтируют на автомашинах, где устанавливается ЭБУ Январь 7.2 или Бош М7.9.7. Эти два датчика не могут быть взаимозаменены, так как при установке датчика старого образца вместо нового, ЭБУ покажет ошибки в работе датчика кислорода методом светового сигнала лампочки на приборной панели.
Автолюбители, не вникающие в тонкости функции датчиков кислорода, зачастую не понимают причины сигнала лампочки неисправности. При обращении на станции СТО и внимательном осмотре всего оборудования выявляется, что сигнал неисправности срабатывает именно из-за того, что установлен датчик кислорода старого образца, который, к тому же, увеличивает расход топлива. После замены старого датчика на новый, вся система начинает нормально функционировать.
Топливная система
Топливная автосистема новых машин так же подверглась некоторым изменениям. В ней устанавливаются облегченные рампы форсунок, регуляторы давления топлива совмещены с бензонасосом, установленным в топливном баке. Эти изменения позволили повысить в системах уровень давления до 3,8 кгс, тем самым изменив в форсунках программу управления. В автомобиле «Калина» изменена система адсорбции паров топлива при помощи небольшого клапана, через который проходит трубка, отводящая из бака пары. Они проходят через клапан и выводятся в поддросельное пространство.
Система зажигания
Сама система зажигания не претерпела изменений, но в ней устанавливаются модули зажигания нового образца. Значительное изменение претерпела система зажигания, работающая на двигателях объемом 1.6, которые имеют шестнадцать клапанов. На каждый цилиндр тут устанавливается отдельная катушка, что в значительной мере облегчает диагностику и снижает стоимость регулирования системы зажигания.
Современные модули значительно меньше старых моделей и не могут из заменить, так как к старым модулям подводится четыре провода, а к новым – три: один отвечает за питание модуля зажигания, а два за управление. Следует отметить, что новые модули часто выходят из строя без явной причины. Но основанием отказа системы может быть пробой свечи по изолятору или обрыв проводов. Эти отказы можно выявить при помощи ДТС-6 и разрядника. Новый модуль зажигания позволяет регулировать частоту искрообразования и время теста.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Современная автопромышленность наладила производство датчика, контролирующего расход воздуха, предназначенного для двигателя объемом в 1,6 литра. Он имеет некоторые отличия от старого образца, которые видны даже визуально. В отличие от старого датчика, расположенного в патрубке, на новом имеется наклейка в виде кружка зеленого цвета. Его форма так же подверглась изменению: в районе измерительного элемента появился скос вниз, в то время как на старом образце он имеет прямую полукруглую форму.
Если на автомашину с двигателем объемом в 1,6 л. установить датчик, рассчитанный для двигателя в 1,5 л, то развить полную мощность будет невозможно, так как происходит неправильное формирование смеси. Для новых автомобилей предусмотрен контроль температуры поступающего в двигатель воздуха. Температурный датчик расположен вблизи ДМРВ, что в значительной мере облегчает его диагностику и устранение сбоев в температурном режиме всасываемого воздуха.
Известно, что ДМРВ занимает значительное место в системе впрыска топлива. Он определяет количество воздуха, поступающего в работающий двигатель. Если его калибровка нарушается, то происходит сбой в работе устройства, контролирующего деятельность ДМРВ. Калибровка датчика является важным показателем при диагностике работы системы. Причины нарушения калибровки выявляются достаточно просто при помощи компьютерной программы МТ-2 или МТ-4.
При диагностике ДМРВ, его напряжение не должно колебаться ниже или выше значения 0,996. Для автомобиля ВАЗ 2107 с инжекторным двигателем показатель напряжения может достигать 1,6 в. При прогретом двигателе расход воздуха на XX должен показывать значение, равное 7-9 кг. Некачественный ДМРВ при проверке АЦП, как правило, показывает завышенное напряжение.
Датчик фазы (положения распределительного вала)
В настоящее время датчики фазы устанавливаются на все двигатели, имеющие восемь и шестнадцать клапанов. Они также входят в комплектацию инжекторных двигателей на автомобилях моделей ВАЗ 2106-07. Датчики фазы монтируются вблизи распределительного вала, к нему подводятся три провода по принципу «Холла». При возникновении неполадок в работе датчика, ЭБУ переключается на аварийный режим работы: физированный впрыск топлива заменяется на попарнопараллельный, что приводит к изменению режима работы двигателя и перерасходу топлива. Диагностика работы датчика проводится при использовании осциллографической приставки, подключаемой мотор-тестеру МТ-4 или светодиодным пробником. Сбой в работе датчика фазы так же определяется длительностью спрыска. Если период впрыска уменьшился – датчик не выполняет свою функцию.
Датчик положения коленчатого вала
Основным элементом в системе впрыска топлива является датчик положения коленвала, который устанавливается на отлив крышки масляного насоса между шкивом коленвала. Он имеет вид индукционной катушки с магнитным сердечником. Датчик, контролирующий положение коленчатого вала, достаточно надежен в эксплуатации, но при его выходе из строя вся система отключается. Во время диагностики его поломки, необходимо внимание обратить на шкив с целью определения наличия и чистоту зубцов. Его загрязнение вызывает «сглаживание» зубцов, и негативно влияет на работу датчика, вызывает искажение сигнала и спровоцировать сбои в работе двигателя.
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки имеет вид переменного резистора, передающего на ЭБУ информацию об угловом положении заслонки. Эти данные позволяют системе ЭБУ рассчитывать время и частоту впрыска топлива. Главной причиной поломки датчика является повреждение или сглаживание резистивного слоя, что в значительной мере сказывается на величине напряжения на выходе. В данном случае в работе двигателя наблюдается колебание вращения коленвала, что приводит к появлению сильных рывков во время движения автомобиля. Диагностику работоспособности ДПДЗ желательно проводить при помощи специального прибора ДСТ-6. При обнаружении обрыва или другого повреждения резистивного слоя, прибор подает звуковой сигнал. ДСТ-6 оставляет в памяти количество ошибок в работе датчика контроля положения дроссельной заслонки и места возникновения повреждений.
Регулятор холостого хода
Исполнительным механизмом регулирования холостого хода двигателя является специальный регулятор, который расположен на патрубке заслонки. В патрубке предусмотрено калиброванное отверстие, через которое воздух, минуя дроссельную заслонку, поступает в двигатель. Регулируя штоком величину калиброванного отверстия, можно регулировать количество и интенсивность поступления воздуха. Шток, в свою очередь, приводит шаговый двигатель в движение. Он состоит из двух катушек и ротора. В случае обрыва катушек, происходит сбой в регулировании холостого хода. За целостностью и работой катушек следит ЭБУ, которая так же отслеживает весть процесс их замыкания на «массу» или «плюс». В случае нарушения функционирования катушек, ЭБУ посылает команду на сигнальную лампу, оповещающую о неисправности в системе впрыска топлива. Подобный сигнал так же появляется и в случае возникновения замыкания провода питания или управляющих проводов на массу.
Для успешной работы РХХ и продления срока службы необходимо обеспечить его чистоту и своевременную смазку, так как в противном случае появятся проблемы в работе на холостом ходу, связанные с накоплением копоти на конусе. Отложения копоти могут перекрывать рассчитываемый ЭБУ зазор для подкачки воздуха в двигатель, работающий на холостом ходу. В этом случае ЭБУ приходится компенсировать этот недостаток за счет прибавления шагов, в результате чего появляются ошибки в программе, вызывающей неустойчивый ход. Автолюбителю следует учесть, что если его машина прошла более 10 тыс. км, то возникает острая необходимость демонтажа регулятора холостого хода, его полной разборке и тщательной очистки от копоти. В процессе очистки так же необходимо уделить внимание проверке целостности резьбы гайки шагового двигателя.
Истории о автомобилях и ремонте
Существует несколько видов поломок автомобиля, которые на практике встречаются достаточно редко.
Автомобиль: ВАЗ 21074
Система питания: Впрыск.
В автомобиле ВАЗ 21074 могут возникнуть проблемы в системе питания, где более уязвимым местом считается впрыск топлива. Эти проблемы можно определить простым методом. После того, как двигатель запущен и хорошо работает на холостом ходу, следует произвести перегазовку. В данном случае будут наблюдаться небольшие пропуски зажигания. В момент попытки движения загорается сигнал неисправности, двигатель начинает «троить».
Зачастую такое отклонение в работе двигателя сложно устранить путем замены датчиков, свечей высоковольтных проводов, форсунок и даже модуля зажигания. Чтобы уточнить причину такого поведения двигателя необходимо провести компьютерную диагностику, которая может выявить пропуск зажигания в нескольких цилиндрах. После сброса ошибок все цилиндры включатся в работу. Причиной сбоя послужило включение ЭБУ защиты при обнаружении пропуска зажигания, слабоработающие цилиндры были заблокированы методом прекращение подачи топлива.
Однако полностью устранить причину «троения» можно только при замене шкива, который должен иметь зубчик маленького размера. Автомобильный двигатель включает в себя детали, которые должны иметь точные до микрона размеры. Небольшое отклонение может вызвать достаточно серьезные проблемы, которые сложно поддаются диагностике и могут повлечь за собой большие расходы по замене двигателя на новый, а так же спровоцировать аварию. Эти же последствия могут вызвать детали, изготовленные из некачественного металла. Имеющие шероховатости или зазубрины.
Автомобиль: ВАЗ 2110
Система питания: Впрыск Двигатель 16V объём 1.5.
Причиной обращения на станцию технического обслуживания может стать увеличение расхода топлива и постоянное сигнальное оповещение о наличии неисправности в работе двигателя. Неприятная картина может наблюдаться с момента приобретения в автосалоне нового автомобиля. Такое поведение автомашины не является нормой и служит поводом для обращения в автомастерскую. При компьютерной диагностике могут быть выявлены ошибки показателей датчика кислорода, которые свидетельствуют о его переизбытке. Причиной такого поведения датчика может быть заводской брак патрубка на риверсе, в котором «забыли» сделать отверстие. Из-за его отсутствия повышается давление топлива, которое снижается при разряжении. В таком случае устранить причину неисправности и снизить расход топлива поможет замена патрубка на новый или простое действие: просверлить отверстие самостоятельно, после чего датчик подачи кислорода начнет функционировать нормально.
- Реестр предприятий России: значение и функции
- Проверка VIN-номера: зачем и как ее проводить
- Автомобильные аукционы: как они работают и в чем их выгода
- Операционная система Astra Linux 1.8: Обзор и возможности
- Закладные запчасти для бассейнов: что это и где купить?
- Быстрая зарядка для электромобиля: как выбрать подходящую станцию
- Обзор Geely Preface: комплектация и оснащение
- Как безопасно и комфортно арендовать автомобиль
- Когда надо обратиться к автоюристу
- Мото аккумуляторы: выбор, особенности и уход
- Автомобили китайских брендов в России: рост популярности и перспективы
- Мука чечевичная: уникальный продукт для вашей кухни
- Замена топливного фильтра: зачем и как это делать
- Как выбрать сою для проращивания
- Как купить авто бу: советы и рекомендации
- Резинотехнические запчасти оптом для автомобилей на сайте «Сура-Авто»
- Как правильно приобрести подержанный автомобиль
- Выбор автосервисного оборудования