Skoda Fabia Monte Carlo
Skoda Fabia Monte Carlo Если вернуться в историю автомобилестроения, то первая Monte Carlo появилась пред изумленной публикой в далеком тридцать восьмом году двадцатого века, причем одновременно с моделью Skoda Popular Sport, что была ориентирована на спортивный стиль. Из семидесяти экземпляров, вышедших тогда «в свет», подавляющее ...
Mini Cooper SE с электроприводом
Mini Cooper SE с электроприводом По европейским оценкам, пробег на полном заряде батареи составляет от 234 км до 270 км. ...
RSS-лента


Главная » Ликбез » Цепи против скольжения

Цепи против скольжения

15 октября 2012г.

Цепи против скольжения

Такой товар как цепи противоскольжения часто встречается в московских магазинах. Для проведения наших тестов мы приобрели за 50 USD комплект цепей Weissenfels итальянского производства. Цепь противоскольжения, будучи надетой на колесо, обычно имеет вид двух колец, которые соединяются звеньями-грунтозацепами установленных поперечно. Как правило, процесс установки происходит следующим образом: сначала расстилают цепи на дороге, затем ведущими колесами стараются наехать на них как можно аккуратнее, после чего натягивают и специальными замками закрепляют. Однако приобретенные нами итальянские цепи вместо кольца, которое после окончания установки должно находиться с внутренней стороны колеса, имели особый расстегивающийся трос, а внешнее кольцо представляло две разъединяемые части. Особенность такой конструкции дает возможность устанавливать цепи и на неподвижный автомобиль.

Впрочем, если процедура монтажа выполняется впервые, то могут возникнуть различные сложности. По этой причине в инструкции рекомендуется сначала потренироваться, а уж затем устанавливать цепи в пути. Итак, цепи установлены. На что еще в инструкции следует обратить внимание? Первое, это то, что предельная скорость при передвижении с установленными на колеса цепями составляет 50 км/ч а для езды нужно избегать чистого асфальта. Второе, это плавность езды – следует избегать резких торможений и разгонов. И к этим советам мы решили прислушаться – упаси Господи, произойдет обрыв цепи, и она исполосует крыло или колесную нишу!

Для того чтобы проверить цепи на практике мы решили выбрать BMW 320i с задним приводом и Opel Astra с передним. На обеих машинах обувка в виде шипованных зимних крышок одинаковой модели — Nokian Hakkapeliitta 1, но разных размеров – на BMW 195/65 R15, а на Опеле 185/70 R14. Кстати, при покупке цепи противоскольжения нужно обращать внимание на то, к каким раз мерам шин они подходят. По этому признаку они делятся на соответствующие группы. Модель, которую мы выбрали, принадлежала к шестой группе, рассчитанной на покрышки, у которых посадочный диаметр 13-16 дюймов, а протектор средний ширины.

Колесам Астры она оказалась впору. Для BMW она тоже подошла, но уже с натяжкою – когда происходила установка цепи на колесо диаметром 15 дюймов, едва удалось застегнуть регулировочную цепь на крайнее звено замка. Впрочем, после первых 100-200 метров пути нам удалось подтянуть ее еще на несколько звеньев (в любом случае это необходимо делать для того чтобы устранить появляющуюся слабину). Тем не менее, при приобретении цепи лучшей будет та модель, для которой размер колес вашей машины находится посередине диапазона размерности ее группы.

Поехали! Вибрация и шум, естественно, увеличились. Это особенно чувствуется в том случае, если на дороге укатанный снег или лед. А если проехать по неглубокой целине, то в машине слышно только приглушенный звук похлопывания по снегу цепей. Для того чтобы определить насколько возросли тяговые возможности мы решили замерить усилие буксировки. К машине, с цепями на колесах, прицепили через динамометр другой автомобиль. Когда скорость была 20 км/ч водитель буксируемой машины плавно тормозил, и за секунду до того момента, как колеса «тягача» начинали пробуксовывать, динамометр фиксировал максимальное усилие. Как раз это значение и учитывалось нами.

Естественно, цепи на ведущих колесах машины-тягача позволяли развивать большее усилие, чем при их отсутствии. Между прочим, автомобиль с передним приводом показал гораздо лучшие результаты, ведь в нем ведущие колеса больше загружены по сравнению с BMW стандартной компоновки.

Так, теперь приступим к штурму заснеженной горки! Здесь нам неоценимую помощь окажут «тарированные» подъемы с различным уровнем крутизны, входящие в комплекс дорог для испытаний на Дмитровском автополигоне. Для создания граничной ситуации отлично подошел уклон с крутизной в 8% и слоем снега в 20 сантиметров. Сначала была совершена попытка штурма уклона без цепей. Однако и Opel и BMW беспомощно забуксовали в середине подъема, без всякого шанса продвинуться вперед. Можно было, конечно, попытаться преодолеть горку с разгону, но что поделаешь, если для него нет пространства?

Теперь наденем цепи противоскольжения – оба автомобиля уверенно стартуют, находясь на середине подъема. И снова машина с передним приводом чувствует себя немного уверенней. Причиной тому чистая колея, которую прорубают в снежной целине для задних колес передние. А BMW вынужден уплотнять снег для ведущей задней оси «свободными» передними колесами. При этом мы зафиксировали усилие буксировки во время форсирования снежной целины. Увеличение силы можно вполне сопоставить с помощью нескольких человек, помогающих выталкивать автомобиль.

Между прочим, во время езды на BMW с цепями пришлось вспомнить еще об одной рекомендации в инструкции – если езда происходит по глубокому снегу, то нужно отключать систему антипробуксовки. В этом случае небольшая пробуксовка только приносит пользу – происходит моментальная очистка колеса от налипшего снега, а цепи, словно в два раза сильнее вгрызаются в поверхность дороги. Однако не стоит рассчитывать, что цепи превратят легковую машину во внедорожник. Причин тому несколько. Первая – это низкое расположение резиновых и пластиковых брызговиков и фартуков. В глубоком снегу их очень легко можно оторвать. Вторая – опасность того что, при штурме целины с цепями на колесах, можно не заметить момент, когда дорожный просвет машины станет меньше глубины снежного покрова. Если автомобиль сядет на свое днище – то цепи уже не спасут. Они только усугубят ситуацию, вырыв глубокие ямы по бокам, и ловушка закроется.

Есть еще одно наблюдение. Наверное, цепи нужно делить не только по размеру шин, а и по весу и мощности машины. Если после путешествия на Опеле, цепи легко снимались, то на более мощном BMW, после штурма снежной целины, просто-напросто заклинило замки на всех цепях! Возможно, причиной неполадки стала пластмасса, из которой были изготовлены язычки этих цепей этой модели.

Если судить об управляемости, то мы не заметили значительных отклонений. Разве что, после установки цепей на обе машины, у ведущих колес чуть раньше начиналось боковое скольжение. Объясняется это поперечным расположением относительно протектора рабочих звеньев этой модели. Однако существуют и такие цепи, у которых относительно протектора звенья располагаются по диагонали либо в виде многоугольника. Такое расположение приводит к равновесию сцепных свойств в поперечном и продольном направлениях. Но цена таких цепей значительно выше, да и установка и демонтаж их сложнее. Их приобретение имеет смысл, пожалуй, лишь в том случае, когда часто приходится ездить по крутым обледеневшим или заснеженным трассам в горах или похожей местности.

Тем же автолюбителям, которые планируют использовать цепи как дополнительно страховочное средство, вполне подойдут более простые модели, наподобие той, что мы купили. И с нашей точки зрения, полсотни долларов – это довольно умеренная цена за ту уверенность на дороге, которую получает владелец коробки с цепями, находящейся в багажнике его машины. Если автомобиль начнет буксовать на льду или снегу, а рядом некому помочь – на выручку действительно придут цепи противоскольжения.

Между прочим, в магазинах можно найти и отечественные цепи по цене от 350 до 400 рублей. Однако беда в том, что цепи и для легковых автомобилей и для КамАЗов изготавливают из одинаковых больших звеньев, на которых острые заусеницы после неаккуратной сварки. Приобрести такие, даже для проведения тестов, мы побоялись. Стало жаль шин…

Максимальная сила тяги, Н
BMW Opel
лед снег лед снег
Шины зимние 3504 4528 3002 3482
Шины зимние с цепями противоскольжения 3728 4836 3471 3869
Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]
Top
все марки авто мира