Skoda Fabia Monte Carlo
Skoda Fabia Monte Carlo Если вернуться в историю автомобилестроения, то первая Monte Carlo появилась пред изумленной публикой в далеком тридцать восьмом году двадцатого века, причем одновременно с моделью Skoda Popular Sport, что была ориентирована на спортивный стиль. Из семидесяти экземпляров, вышедших тогда «в свет», подавляющее ...
Mini Cooper SE с электроприводом
Mini Cooper SE с электроприводом По европейским оценкам, пробег на полном заряде батареи составляет от 234 км до 270 км. ...
RSS-лента


Главная » Автомобиль » Основы эксплуатации автомобилей » Подвижной состав автомобильного транспорта

Подвижной состав автомобильного транспорта

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специального назначения.

Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, прицепы и полуприцепы; к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.

Подвижной состав специального назначения используют для разных особых работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автогудронаторы, автомобили с компрессорными установками и др.

Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делится на автомобили:

  • общего назначения с бортовой платформой;
  • самосвальные для перевозки навалочных грузов;
  • специализированные, оборудованные кузовами, специально приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).

Специализированный подвижной состав

Специализированный подвижной состав

Специализированный подвижной состав:

а — фургон;
б — цементовоз;
в — панелевоз.


Грузовые автомобили общего назначения и специализированные в зависимости от грузоподъемности различают:

  1. особо малой грузоподъемности (до 1 т) — для перевозки небольших партий грузов, обычно в пределах города;
  2. малой грузоподъемности (от 1 до 3 т) — для перевозки товаров в торговой сети (доставки товаров населению на дом и в сельском хозяйстве); 
  3. средней грузоподъемности (от 3 до 5,0 т) — для перевозки массовых, грузов промышленных предприятий, строительных материалов и сельскохозяйственных грузов;
  4. большой грузоподъемности (от 5 до 8 т) — для массовых перевозок по дорогам с твердым покрытием;
  5. особо большой грузоподъемности (свыше 8 т) — для перевозки руды, угля, вывозки породы, работы на крупных стройках и т. д.

Прицепной подвижной состав используют для повышения производительности грузовых автомобилей и снижения себестоимости перевозок. Его делят на прицепы, полуприцепы и роспуски.


Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы:

а — одноосный прицеп;
б — двухосный прицеп;
в — полуприцеп-фургон;
г — прицеп-роспуск.


Прицепы буксируют при помощи дышла обычными грузовыми автомобилями, имеющими буксирный прибор. Они бывают одноосные, двухосные и многоосные (трайлеры). Двухосные и многоосные прицепы снабжены поворотным устройством.

Полуприцепы имеют одну или две оси, расположенные под задней частью кузова. Передняя часть кузова полуприцепа во время движения опирается на опорно-сцепное устройство седельного тягача, через которое на раму тягача передается часть силы тяжести полуприцепа и находящегося в нем груза. Передняя часть отцепленного полуприцепа поддерживается двумя опирающимися на грунт подвижными (телескопическими) стойками, снабженными катками.

Роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Роспуск состоит из рамы с дышлом, на которой установлен поворотный брус со стойками. Часть собственной силы тяжести и груза передается на дорогу через колеса роспуска.

Прицепы и полуприцепы оборудуют габаритными фонарями, фонарем освещения номерного знака и световыми указателями поворотов, Для всех видов прицепного подвижного состава, за исключением прицепов, имеющих общую массу (с грузом), не превышающую 750 кг, обязательно наличие тормозов.

Пассажирский подвижной состав

Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0 — 7,5 м), средние (8,5 — 9,5 м), большие (10,5 — 12,0 м) и особо большие сочлененные (16,5 — 18,0 м).

Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему (литражу) двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,2 л), малый класс (малолитражные автомобили — от 1,2 до 1,8 л), средний класс (от 1,8 до 3,5 л), большой класс 3,5 л и выше.

Контрольные вопросы

Что относится к подвижному составу автомобильного транспорта?

Как делят автомобильный транспорт по назначению?

Как делят грузовой подвижной состав?

Как разделяют автомобили по грузоподъемности?

Как делят прицепной подвижной состав?

Как различают пассажирский подвижной состав?


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Top
все марки авто мира